Методические пособия по развитию речи дошкольников

Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Задачи художественно-эстетического развития

  • Приобретение теоретических знаний:
    • Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
    • Развитие интереса к мировой художественной культуре.
    • Формирование потребности в красоте.
    • Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
  • Формирование практических умений:
    • Развитие творческих способностей.
    • Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
    • Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

  • построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
  • формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
  • ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
  • приобщение к работе родителей;
  • посещение выставок, концертов, экспозиций;
  • если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
  • создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
  • организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.

Приёмы и методы эстетического воспитания

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.

Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

  • Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
  • Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.
  • Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.

Виды художественно-эстетической деятельности

Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.

Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:

  • Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
    • Что изображено на картине?
    • Какие цвета использовал художник?
    • Что вы чувствуете, глядя на картину?
      В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
  • Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
  • Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.
  • Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.

    В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.

  • Игра. Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована педагогом в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

  • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
  • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
  • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
  • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
  • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
  • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

Индивидуализация заданий

Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.

Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.

Для какого возраста подойдёт «речевой» лэпбук

Предлагать ребятам лэпбук по развитию речи можно уже в раннем дошкольном возрасте. Только в младшей и средней группе воспитатель сам обращает внимание малышей на пособие, занимается с ними по нему.

Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным материалом.